Гений всех эпох

 К 565-летию со дня рождения Леонардо да Винчи, титана эпохи Возрождения,  в читальном зале Центральной библиотеки развернута книжная выставка-персоналия «Великий Леонардо».

Леонардо да Винчи – гениальный итальянский живописец, скульптор, архитектор, музыкант, ученый, инженер, обладавший настолько разносторонним талантом и таким широким кругом познания, что его просто не с кем сравнить  в истории наук и искусств.

Специалист по математике и механике, Леонардо первый изложил теорию сил, действующих на рычаг в косвенном направлении. Занятия астрономией и великие открытия Колумба привели его к мысли о вращении земного шара. Он изобрел камеру-обскуру, проводил гидравлические опыты, вывел законы падения тел и движения по наклонной плоскости, имел ясное представление о дыхании и горении, выдвинул геологическую гипотезу о движении материков, уделял внимание проблемам эмбриологии и анатомии.

Гениальные конструктивные догадки Леонардо да Винчи намного опередили эпоху. Таковы наброски металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также конструкции летательных аппаратов и парашютов. У него хватало времени и на изобретения различных «несерьезных» приспособлений, которыми он развлекал местную аристократию: летающих птичек, надувающихся пузырей, фейерверков.   А еще он руководил проведением каналов из реки Арно, строительством церквей и крепостей. Всерьез занимаясь искусством фортификации, он успел сконструировать необыкновенно гармоничную серебряную 24-струнную лиру.

Нам Леонардо да Винчи больше всего известен своими великолепными картинами, такими как «Тайная вечеря», «Мона Лиза» («Джоконда»), «Святое семейство», «Мадонна Литта»,  «Мадонна с цветком», «Портрет дамы с горностаем», «Портрет Джиневры деи Бенчи». Его художественные произведения славили красоту человеческой натуры, звали к полноте жизни, пробуждали добрые чувства, сеяли вокруг свет. Пафосом жизнеутверждения дышат все его работы – будь то законченные полотна или динамичные, выразительные эскизы, наброски на картоне, бумаге.

На выставке «Великий Леонардо» представлена литература о жизни и творчестве выдающегося итальянца и репродукции его картин.

Е. Аравина

 "Город". - 2017. - №15

 

Пасха светлая, Пасха красная

Пасха или Велик день, как ее еще называют, –праздник и в душе, и в доме.

В этом году православные христиане будут отмечать его 16 апреля. И, наверняка, у каждой хозяйки уже есть рецепты для праздничного стола.    Но эту тему не исчерпать… По традиции на Пасху надо приготовить     48 блюд -  по количеству дней Великого поста. Мы не призываем гнаться  за этой цифрой. Если вы сделаете хотя бы пятую часть, праздничный стол  всё равно получится разнообразным и интересным.

Наша библиотека решила помочь хозяйкам в выборе праздничных блюд и оформила книжную выставку «Пасха светлая, Пасха красная». На ней представлены книги и журналы, которые знакомят читателя с историей зарождения и традициями этого Великого дня. А также интересные варианты куличей, пасх, пирогов, мясных и рыбных блюд и других яств.

Знакомство с рецептами этих блюд сделают ваш стол оригинальным и красивым. Отмечайте Пасху ярко и вкусно!

С. Готовцева

"Город". - 2017. - №16

 

"Мир уцелел, потому что смеялся…"

 «Мир уцелел, потому что смеялся…» - так называется книжная выставка, оформленная в читальном зале Центральной городской библиотеки. Она приурочена ко Дню смеха, который традиционно отмечается 1 апреля.

В этом году мы решили посвятить нашу выставку Его Величеству Анекдоту,   как малому фольклорному жанру, столь любимому во всем мире. Анекдот определяют как устный, обычно анонимный  рассказ с остроумной концовкой, имеющий сатирическую или шутливую окраску. Сродни анекдоту очень многие виды произведений, таких как сказка, байка, басня, эпиграмма, пародия, интермедия, фельетон и другие.

Предназначение анекдота и его главная миссия – веселить дух человека и бороться с недостатками человечества. На выставке «Мир уцелел, потому что смеялся…» представлены как сами анекдоты из серии «Антологии мирового анекдота» и отдельных сборников, так и литература, раскрывающая истоки и развитие этого жанра.

Помимо этого, здесь читатель найдет для себя информацию о возникновении Дня смеха и особенностях его проведения в различных странах.

Хотите поднять настроение себе и своим близким – откройте любой сборник анекдотов! Поверьте, жизнь станет веселее и ярче!

С. Готовцева

"Город". - 2017. - №13

Духовные наставники России

 

В читальном зале центральной городской библиотеки развернута книжная выставка-просмотр «Духовные наставники России», целью которой является знакомство с понятием духовности, проявлением ее во многих областях нашей жизни, а также о тех людях, которые заботились и заботятся о духовном прозрении человека и государства.

В старинных книгах часто упоминалось: счастлив тот, кто на своем пути в жизни может встретить мудрого старца, который направил бы его на правильный, скорейший, кратчайший путь, и, может быть, устранил бы те трудности, которые перед ним будет ставить жизнь.

В России на протяжении всей истории рождались люди, которые являлись ее наставниками. Среди них были святые, пророчески вещающие будущее страны. И если душа народа была готова ее принять, то получала пользу для своей державы. Святители и духовенство Земли русской внесли свой вклад в политическое и духовное развитие России.

Среди них – святой равноапостольный князь Владимир, святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и многие другие, включая ныне действующего Святейшего Патриарха Кирилла.

В одном из своих выступлений Патриарх Кирилл говорил: «Святая Русь не столько географическое, сколько духовное понятие. Святая Русь существует поверх политических границ. На территории «исторической Руси» политические границы многократно возникали и исчезали, менялись и передвигались, но это не сказывалось на духовно-культурном единстве…»

Тема роли духовенства в духовном становлении человека отражена в разделе книжной выставки «Духовенство».

Развитие России всегда было заботой наших отечественных философов и мыслителей, таких как Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Иван Ильин и многих других. На выставке в разделе «Русские мыслители» представлены как их труды, так и литература о них.

Тема веры и художественного творчества представлена двумя разделами книжной экспозиции «Люди искусства» и «Поэты и писатели». На ней читатель найдет материал о том, как сохраняя главные традиции классики, истинная русская литература и в наше время представляет в своих произведениях духовные ценности и стремится, чтобы наши соотечественники не растеряли все лучшее, что есть в человеке.

То же относится к деятелям таких видов искусств, как живопись и кино. Выставка иллюстрирована журнальными репродукциями полотен А. Рублева, М. Нестерова, П. Корина, П. Рыженко.

Вся литература, представленная на ней отражает завет Иоанна Кронштадтского: «Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим! Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим! Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!»

С. Готовцева

"Город".-2017.-№7

 

 Выдающийся интеллектуал 

28 февраля исполняется 95 лет со дня рождения блестящего советского литературоведа и культуролога Юрия Михайловича Лотмана. Этой дате посвящена развернутая в читальном зале Центральной городской библиотеки выставка-портрет «Выдающийся интеллектуал».

Что же мы можем узнать об этом человеке? Юрий Лотман родился в 1922 году в Петрограде в интеллигентной семье. Учеба его на филологическом факультете Ленинградского университета была прервана войной, которую он прошел связистом в артиллерийском полку.

После окончания ЛГУ в 1950 году он уехал преподавать в Тартуский учительский институт (Эстония), а потом перешел на работу в местный университет, где заведовал кафедрой русской  литературы. В 1961 году молодой ученый защитил докторскую диссертацию «Пути развития русской литературы преддекабристского периода».

В 1960-е годы он увлекся идеями структурализма, объект исследования которого – культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Ю.М. Лотман в своих работах соединил новые лингвистические изыскания с открытиями кибернетики. Его новаторство проявилось в том, что он исследовал проблемы русской литературы и культуры в широком историко-философском и историко-бытовом контексте.

В 1962 году он выпустил «Лекции по структуральной поэтике», в 1970 году – монографию «Структура художественного текста». В конце 1980-х Лотман создал цикл познавательных телепередач «Беседы о русской культуре», который стал событием в культурной жизни страны.

Юрий Михайлович – член-корреспондент Британской, академик Норвежской, Шведской, Эстонской академий. Он был также вице-президентом Всемирной ассоциации семиотики.

На выставке «Выдающийся интеллектуал» представлены многочисленные труды ученого, а также литература о его жизни и научной деятельности, среди которой и статья нашего земляка, профессора В.С. Вахрушева «Юрий Лотман – человек судьбы», опубликованная в 2000 году в №6 журнала «Вопросы литературы».

Е. Аравина

Город".-2017.-№9

 

Яд шагает по планете 

Сегодня, 1 марта, отмечается Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом, провозглашенный в 1987 году, ровно тридцать лет назад, Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций. Этой дате посвящена выставка-предупреждение. «Яд шагает по планете», развернутая в читальном зале Центральной городской библиотеки.

Не секрет, что на нашей планете реально существует сила, способная подчинить себе волю человека и уничтожить его физически. Она оказалась могущественней разума. Человечеству предстоит либо победить ее, либо погибнуть в ее сладких отравляющих объятиях. Сила эта – наркотики.

Экономический и социальный совет ООН констатирует, что за последнее время злоупотребления наркотическими средствами распространилось в широчайших масштабах и затронуло все страны мира, угрожая всем слоям общества, включая малолетних детей.  В настоящее время на земле насчитывается более 200 миллионов людей, страдающих наркоманией, а это целая армия инвалидов в физическом и моральном смысле слова. Их количество превышает число инвалидов Второй мировой войны. Поэтому данную проблему нельзя замалчивать.

На выставке представлена литература по данной теме: книги и статьи из периодических изданий. Свое место на полке нашел и журнал «Нарконет».

Е. Аравина

"Город". - 2017. - №9

 

Сын волжского края 

24 февраля исполняется 125 лет со дня рождения известного писателя, академика АН СССР, Героя Социалистического труда, нашего земляка-саратовца Константина Александровича Федина.

Его имя неразрывно связано с Саратовом. «Все мое детство, от рождения в 1882 году, и ранняя юность, до 1908 года, протекали в Саратове, который у нас в семье влюбленно называли «Столицей Поволжья», - писал К.А. Федин в своей автобиографии. – Отсюда пошли мои представления о русской земле – как о Мире, о русском народе – как о Человеке».

Писатель прошел большой жизненный и творческий путь. Его перу принадлежат многочисленные очерки, рассказы, повести, романы. Основной темой его главных произведений является судьба интеллигенции в непростые для России годы Первой мировой войны, двух революций и гражданской войны. Наиболее значимыми его романами являются «Города и годы», «Братья», широкомасштабная трилогия «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер» (незакончен).

В романе «Необыкновенное лето» Федин прикоснулся к балашовской теме, к проблеме «мироновщины», хотя в Балашове он не был никогда.

А в Саратове он бывал часто. Этот город стал равноправным героем его произведений и местом действия его рассказов «Сазаны», «Встреча с прошлым», «Гармонь», повести «Старик» и, особенно, романов «Братья», «Первые радости», «Необыкновенное лето».

Благодарные саратовцы помнят своего земляка. Сотрудники Государственного музея имени К.А. Федина, по сложившейся традиции, ежегодно проводят Фединские чтения. На площади его имени установлен памятник писателю работы  А. Кибальникова.

К 125-летию Федина в читальном зале центральной городской библиотеки оформлена книжная выставка «Сын волжского края», на которой читатель найдет литературу о жизненном и творческом пути писателя, а также его известные и малоизвестные произведения.

Константин Александрович Федин когда-то писал о своем творчестве: «Это не всегда то «хорошо», которым гордится утонченный художник. Это хорошо, потому что в написанном осталось пережитое. Там не весь я, но часть меня, и вовсе не худшая часть. Там не все на высоте, но часть на высоте, и не меньшая часть. Что добавить к этому? Просто надо читать Федина и самим давать оценку творчеству.

С. Готовцева

"Город". - 2017. - №7

 

«Сколько дорог должен каждый пройти…»

 

«Сколько дорог должен каждый пройти,

Чтобы стать человеком он смог?

Сколько морей облетит на пути

К родным берегам голубок?

Сколько снарядов на воздух взлетит,

Пока войнам не кончится срок?

Ответ на вопрос мне ветер принес,

Мне ветер на крыльях принес…»

 

Эти слова песни «Blowing in the Wind» («На крыльях ветра») принадлежат культовому рок-музыканту, композитору, певцу, основателю современной музыки, поэту и писателю, лауреату Нобелевской премии в области литературы 2016 года Бобу Дилану.

Нобелевская премия присуждена ему за «создание новых поэтических выражений в рамках великой американской песенной традиции». На церемонии ее вручения в Стокгольме 10 декабря Боб Дилан не смог присутствовать из-за насыщенного гастрольного графика. Но его «нобелевская речь» была озвучена послом США в Швеции, а подруга Дилана, писательница и музыкант Патти Смит, исполнила его песню «А Hard,s A-Gonna Fall» («Собирается сильнейший дождь»).

Нобелевская премия – не единственная награда поэта и музыканта. Он – обладатель пяти престижных наград: премии «Оскар», «Грэмми», Пулитцеровской премии и «Золотого глобуса». Во всем своем творчестве он на первое место ставит на первое место искренность чувств, заключенную в поэзию и музыку.

Так сколько же надо было пройти Бобу Дилану дорог, чтобы стать таким талантливым и известным человеком?

Боб Дилан, Элстон Ганнн, Боб Лэнди, Роберт Милквуд Томас, Счастливчик Уилбери, Джек Фрост и, наконец, Сергей Петров – псевдонимы Роберта Аллена Циммермана. С августа 1961 года имя Боб Дилан стало официальным для него (в честь любимого поэта Дилана Томаса).

В своей автобиографии Боб Дилан пишет, что род его бабушки по материнской линии происходит из Турции, где носил фамилию Киргиз. Сам он родился 24 мая 1941 года в городке Дулут в семье мелкого торговца. Его предки – выходцы  из Российской империи: дедушка и бабушка по линии отца уехали в США   из Одессы из-за еврейских погромов 1905 года. По материнской линии дедушка и бабушка были литовскими евреями, эмигрировшими в 1902 году.

Он с детства увлекался музыкой, постигая азы игры на гитаре, фортепиано, губной гармошке. С 10 лет начал писать стихи, в школьные годы играл в самодеятельных группах, подражая звездам рок-н-ролла Вуди Гатри, Рою Орбисону и другим.

В 1959 году он поступил в университет в Миннеаполисе, выступал в городских кафе с традиционным фолк-репертуаром. А потом жизнь Боба складывалась как в его «Песне для Вуди»:

 

«Я покинул свой дом и прошел сотни миль

По дороге, проложенной кем-то другим.

Я узнал новый мир, полный странных вещей,

И слушал и нищих я, и королей…»

 

Он бросил обучение в университете и поселился в Нью-Йорке, где наряду  с исполнением чужих песен, он пытался писать свои стихи и музыку. Как он вспоминает в своей книге «Хроники. Том I», ему очень хотелось записать собственный альбом: «Я держал курс к фантастическим огням… Я приехал   из самого далека и начал с самого низа. Но судьба уже готова была мне явиться.  Я чувствовал, что она смотрит на меня и ни на кого больше…»

В феврале 1962 года вышел дебютный альбом Боба Дилана «Bob Dylan», состоящий, за исключением двух его песен, из перепевок песен классического фолк-и блюз- репертуара. Зато вторая и третья пластинка 1963 и 1964 года закрепили  за ним звание любимого поэта-песенника, исполнителя и славу рупора мятежного поколения 60-х годов. Его песня «Blowin, in the wind» («На крыльях ветра») стала своеобразным гимном американского движения за гражданские права и протестных выступлений против войны во Вьетнаме.

Дилан сильней и ярче других поэтов-песенников своего поколения выразил настроения молодых американцев, не приемлющих идеалы общества потребления и уклад жизни своих отцов. Об этом он поет в своей песне «The Times they a-changing» («Времена, ведь они меняются»):

 

«Послушайте, отцы и матери, не критикуйте то, что вам не дано понять…

Пожалуйста, не мешайте нам идти по новой дороге.

Времена, ведь они меняются!»

 

Он ударил своими текстами по тем нервам, по которым никто не бил раньше. Боба Дилана помазали «Верховным Жрецом Протеста» и «Царем Диссидентов».   Он сам не ощущал себя лидером поколения. Он был просто поэтом и музыкантом,  а также главой своей семьи, которой надо обеспечить безопасность и безбедную жизнь.

Дилан принял решение записать пластинку в стиле «кантри-вестерн» и сделать так, чтобы звучала «смирно».

В 1965 году он открыл новую эпоху в истории современной музыки. Родился новый песенный стиль, в котором он примирил стиль коммерческого рок-н-ролла     с народной и политической песней.

Он сменил свою акустическую гитару на электронную, что вызвало недовольство его почитателей. Время сгладило эти противоречия, но использование электронной музыки открыло путь певцам, искавшим путь к завоеванию симпатий молодежи, увлеченной рок-н-роллом. Этот стиль стал примером для подражания группы «Beatles» и других под эгидой нового движения «поп-музыки». Но это    не означает, что Боб Дилан отказался от интеллектуальной поэзии, от поиска сильных образов и слов.

С. Готовцева

"Город". - 2017. - №4

«Друзья, следите за собой, когда по-русски говорите…»

В рамках областной программы поддержки русского языка в читальном зале Центральной городской библиотеки состоялось два урока экологии русского языка «Друзья, следите за собой, когда по-русски говорите…». Мероприятия проходили накануне и после Международного дня родного языка, учрежденного Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году. С 2000 года он отмечается ежегодно   21 февраля.

Русский язык – один из самых распространенных в мире. Он является родным для 170 миллионов человек, а 350 миллионов его понимают. Своей вершины  он достиг в 19 веке. Благодаря А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю, И.С. Тургеневу,   Л.Н. Толстому русский язык стал более совершенным, гибким и красочным.   К сожалению, сегодня он стремительно утрачивает свои замечательные свойства.

Внимательный и не безразличный к состоянию родного языка человек не может не заметить участившихся отклонений от нормативных требований в современной речи. Причина этого – существенно ускорившийся темп речи, что, в свою очередь, связано с ускорением темпа жизни.

Неправильная постановка ударений стала распространенным явлением. Язык заполнили  англицизмы. Сленговые слова и выражения все чаще доносятся до нас с экранов телевизоров. Часто вокруг себя мы стали слышать бранные слова, ругань.

Когда-то Лев Толстой сказал: «Нравственность человека видна в его отношении к слову», а русская пословица гласит: «Худое слово доведет до худого дела». Поэтому так важно бережно относиться к тому, что мы произносим. Об этом – стихотворение Владимира Солоухина «Слово о словах»:

 Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

 Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

 Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

 Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

 Уроки экологии русского языка были проведены для учащихся гимназии   им. Ю.А. Гарнаева (зав. библиотекой И.В. Сидорова и учитель русского языка и литературы М.В. Бирюкова) и медицинского училища (преподаватель русского языка В.А. Скипина и методист Н.П. Аристархова).

Вела мероприятия библиотекарь читального зала Е.М. Кобяшова.  Она рассказала собравшимся о важности поддержания чистоты русского языка, а также о вреде сквернословия, брани, слов – «паразитов», о засилии иноязычных слов и жаргонизмов в речи. Ребята принимали активное участие в мероприятии, отвечали на вопросы ведущей. Проникновенно учащиеся прочли стихотворения Ю. Волдова «Постигаю российскую речь…», М. Матусовского «То ловишь отзвук древнего напева», В. Солоухина «Слово о словах», А. Яшина «Русский язык», А. Ахматовой «Мужество».

Урок сопровождался электронной презентацией. Также были показаны: фрагмент из мультфильма «Три богатыря. Ход конем», выпуск «Ералаша» «Почему мы так говорим», сценка братьев Пономаренко «Дед и подросток», отрывки  из кинофильмов «Джентльмены удачи» и «Хоттабыч».

Библиотекарь Е.М. Кобяшова представила литературу, находящуюся  на книжных выставках «Мир создаётся словом» и «Фильтруй словарь!». А закончились уроки экологии русского языка бессмертными словами Ивана Бунина:

 И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил,

В дни злобы и страданья

Наш дар бесценный – речь.

 

 Аравина, Е.

«Друзья, следите за собой, когда по-русски говорите…» //Город. – 2016. - № 11. – С. 8.

 

«Простые звуки родины моей…»

        3 января исполнилось 85 лет со дня рождения известного русского поэта Николая Михайловича Рубцова.

       Будущий поэт родился в сложное, страшное предвоенное время – в 1936 году – в селе Емецк Холмогорского района Северного края (позднее Архангельская область). В семье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андриановича и домохозяйки Александры Михайловны Рубцовых Коля был четвёртым ребёнком,     а всего детей было шестеро: три мальчика и три девочки.

       Семья Рубцовых жила в двухэтажном деревянном доме, стоящем на старинном рыбном тракте, по которому шел когда-то в Москву Михайло Ломоносов. Жили они весело – у них часто играла гармонь и звучал патефон. Отец и две старшие дочери, Надя и Галя, замечательно пели. Все мальчики умели играть на гармошке.

       В начале 1938 года Михаил Андрианович был исключен из членов ВКП (б) и арестован, но в апреле освобожден и восстановлен в партии.

      Через год семью постигло очередное горе – на комсомольских работах простудилась старшая дочь Надежда и в 1940 году умерла. В сознании маленького Коли смерть сестры оставила глубокий след. С этого времени потеря самых дорогих ему близких людей, ранее сиротство незаживающей раной будут терзать его душу – отсюда трагическая окраска многих стихотворений будущего поэта.

       Незадолго до войны Рубцовы переехали в Вологду. Этот город навсегда остался для Николая родным.

       Война разрушила все. В 1942 году ушел на фронт отец. Через месяц умерла   мать – главная опора семьи. На следующий день скончалась и семимесячная Надя, названная так в честь умершей сестры. Тетя, София Андриановна, согласилась взять к себе только старшую девочку Галину. Мальчишек (Альберта, Колю и Бориса) «раскидали» по разным детским домам.

       Не нужно объяснять, что такое детский дом, да еще в голодное военное время! Весь рацион на целый день – пятьдесят граммов хлеба и тарелка бульона. Ребятам приходилось на воле воровать турнепс и печь его на костре.

       В детдоме Коля Рубцов провел трудные военные и послевоенные годы. Единственным лучиком света для него была надежда на то, что вернется отец и заберет его обратно домой. Но этой мечте не суждено было сбыться, так как Михаил Андрианович, возвратившись с войны, женился во второй раз, и у него появилось трое новых детей. Про старых он «забыл». Коля не смог простить его и во всех анкетах и автобиографии впоследствии писал, что отец погиб на фронте.

       В детском доме мальчик считался одним из лучших учеников и даже носил прозвище «Любимчик» из-за хорошего отношения к нему воспитателей. Сохранился рассказ учительницы литературы Никольского детдома: «Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует,        а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения».

        Одно из самых ранних стихотворений Николая Рубцова «Зима» было написано   в 1945 году:

Скользят

Полозья детских санок

По горушке крутой.

Дети весело щебечут,

Как птицы раннею порой.

        В 1950 году Рубцов окончил семилетку и попробовал поступить в Рижское мореходное училище, но туда его не приняли, так как ему еще не было пятнадцати лет. Возвратившись из Риги, Николай поступил в Тотемский лесотехнический техникум, из которого ушел через два года.

       Любовь к морю не отпускала юношу, и он попробовал поступить в другую «мореходку» - Архангельскую. И опять неудачно:

… Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно

И в моряцкой конторе

Все просился на судно.

Умолял, караулил…

Но нетрезвые, с кренцем,

Моряки хохотнули

И назвали младенцем.

              Отработав кочегаром в архангельском тралфлоте  меньше года, Рубцов поступил в горный техникум города Кировска Мурманской области, из которого он был отчислен в 1955 году. В этом же году море все-таки нашло Рубцова. Его призвали в армию, и он попал именно на флот в Североморск. Там он посещал литературное объединение «На страже Заполярья» и начал печататься.

       На службе Николай в свободные минуты не выпускал из рук свернутую трубочкой тетрадку со стихами и  читал любимого им Есенина, о котором моряки даже  не слышали, - не было такого поэта в школьных учебниках.

       Период службы на Северном флоте с 1955 по 1959 год стал для Рубцова важной, решающей вехой на пути становления его как поэта. Публикации его стихов в областной и центральной прессе и широкое признание читателей укрепили веру     в себя, в свои возможности. Он печатался в североморской газете, в альманахе «Полярное сияние», в газетах «Комсомолец Заполярья», «Рыбный Мурман», посылал стихи в Москву - в газеты «Советский флот», «Красная звезда», журнал «Советский воин».

       Отслужив, Николай Рубцов  устроился работать кочегаром на Кировский завод в Ленинграде. Здесь же он встретил знакомую ему по детскому дому Генриетту Меньшикову, на которой позже женился. В браке родилась дочь Елена.

       В 1962 году Николай переехал в Москву и поступил в Литературный институт, из которого его отчислили за пьяную драку в Центральном доме литераторов. Впоследствии его восстановили, но только на заочном отделении.

       На фоне бытовых неурядиц особенно впечатляют литературные успехи Рубцова в эти годы. С 1964 года он постоянный автор журналов «Молодая гвардия», «Октябрь», еженедельника «Литературная Россия» и других изданий. В 1965 году     в Архангельске выходит его книга «Лирика», а в 1967-ом в Москве в издательстве «Советский писатель» - книга «Звезда полей», сразу замеченная критикой.

       Тем временем дала трещину семейная жизнь поэта. Во многом этому способствовала тёща, которая теперь жила вместе с дочерью и внучкой  в Никольском. Каждый раз, когда Николай возвращался из Москвы в деревню,   она не давала ему прохода, ругала за тунеядство и пьянство. Когда жить в одном доме стало невмоготу, Рубцов уехал куда глаза глядят.

       Два года он провёл в странствиях: Вологда – Барнаул – Москва – Харовск – Волго-Балтийский канал – Вологда. Он принимал участие в обычных для того времени поездках, выступлениях в сельских клубах, Домах культуры, библиотеках.

       Почти одновременно с окончанием литинститута Рубцов обрёл наконец жильё   в Вологде – сначала место в общежитии, затем комнату в коммунальной квартире и весной 1969 года – отдельную квартиру.

       Нашёл он и постоянную работу: в газете «Вологодский комсомолец» ему предложили должность литературного консультанта. Следом за «Звездой полей» появляются сборники стихов «Душа хранит» (1969) и «Сосен шум» (1970). В своих стихотворениях ему удалось передать глубокую связь человека с природой, русской деревней, родиной:

Привет, Россия – родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых птичек пенье хоровое…

 

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле – по сёлам и столицам!

Я сильный был. Но ветер был сильней.

И я нигде не мог остановиться…

              Даже те, кто совсем не знаком с творчеством этого поэта, наверняка помнят песню «Букет» («Я буду долго гнать велосипед…»). Так вот, это стихотворение также принадлежит перу Николая Рубцова.

       Осенью 1969 года Рубцов познакомился с женщиной. Которой суждено было сыграть трагическую роль в его судьбе. Её звали Людмила Дербина. Она была начинающей поэтессой, имела дочь от первого брака.

Отношения Рубцова и Дербиной развивались неровно: они то расходились, то сходились. В начале января 1971 года они решили всё-таки пожениться и подали заявление в ЗАГС. Регистрацию назначили на 19 февраля. Но ровно за месяц, в ночь на 19 января, поэта не стало. Во время очередной ссоры он был задушен своей сожительницей.

        Рубцов прозорливо и точно предсказал свою смерть в написанном накануне стихотворении «Я умру в крещенские морозы…». Почти в это же время он написал и такие строки:

 Мы сваливать

                           не вправе

Вину свою на жизнь.

 Кто едет –

                  тот и правит.

 Поехал – так держись!

Я повода оставил.

Смотрю другим вослед.

Сам ехал бы

                     и правил

Да мне дороги нет…

 

                   *****

       85-летию со дня рождения Николая Михайловича Рубцова посвящена развёрнутая в читальном зале Центральной городской библиотеки книжная выставка-юбилей «Простые звуки родины моей…».

 

                                                                                         Аравина, Е.

                                                                                                                                                «Простые звуки родины моей…»( к 85-летию Н.Рубцова)   //Город. – 2016. - № 1. – С. 5.

 

 «Родом из России"

Этими словами можно охарактеризовать личность и творчество одного  из виднейших патриархов русской литературной эмиграции Бориса Константиновича Зайцева, которому сегодня исполняется 135 лет.

Борис Зайцев родился 10 февраля 1881 года в Орле и прожил долгую, счастливую, но и многотрудную жизнь. Характер его творчества определился еще   в России, где  он заявил о себе как автор талантливых повестей и рассказов. Образы, создаваемые Зайцевым в первых произведениях, полны добра и простых человеческих радостей.

После революции Б.К. Зайцев почти 50 лет прожил в эмиграции. Он писал о себе: «Все, что написано более или менее зрелого, написано в эмиграции… Странным образом революция, которую я всегда остро ненавидел, на писании моем отозвалась неплохо. Страдания и потрясения, ею вызванные, не во мне одном вызвали религиозный подъем… Как человеку не тянуться к Свету?

Среди литературоведов принято выделять два тематических направления в эмигрантском творчестве писателя. Одно – о прошлом («Далекое»), окрашенное мягкими и светлыми красками. Сюда относятся повести и рассказы о святых («Преподобный Сергий Радонежский», «Алексей Божий человек» и «Сердце Авраамия»), три биографии русских писателей («Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов»).

Другое – о современности («Странное путешествие», «Анна», «Авдотья – смерть» и т.д.). Все они о России, о русском национальном характере и о любви.

Б.К. Зайцев когда-то написал: «Ни одному моему слову отсюда не дано дойти до Родины. В этом вижу суровый жребий, Промыслом мне назначенный…».  Но книги его стали возвращаться на Родину с 1989 года и сегодня вполне доступны широкому кругу читателей.

К 135-летию со дня рождения Бориса Зайцева в читальном зале центральной городской библиотеки представлена выставка «Родом из России», которая включает в себя как сами произведения писателя, так и литературу о его жизни и творчестве, которые тесно связаны с именами других ярких представителей русской литературной эмиграции.

                                                                                                  Готовцева, С.

                                                                                                                                          Родом из России (к 135-летию Б.Зайцева) //Город. – 2016. - № 6. – С. 2.

 

Жизнь в поисках истины

 28 февраля исполняется 185 лет со дня рождения Николая Николаевича Ге, русского живописца, рисовальщика, мастера портретов и религиозных полотен.

Николай Ге родился в 1931 году в Воронеже в семье мелкопоместного дворянина. Дед будущего художника, Иосиф Ге, эмигрировал из Франции в Россию в конце ХVIII века, по-французски его фамилия писалась Gay. Его отец, Николай Иосифович, был русским офицером, героем Отечественной войны 1812 года. Мать была дочерью сосланного в Воронеж поляка Якова Садовского.

Коля был третьим ребенком в семье. В год его рождения в стране свирепствовала холера, которая и забрала мать мальчика через три месяца после его появления на свет. Раннее детство Николеньки прошло на Украине в имении отца. Здесь самым близким и любимым человеком для него стала няня – простая  крепостная крестьянка Наташа.

«Добрая, милая няня, - писал позже уже сложившийся художник, - равной тебе не встречал я более. Никогда тебя не забуду. Ты своей чистотой, кроткой народной любовью осенила мое младенчество и завещала мне чуткость к чужому горю».

Память сохранила тяжелые картины жизни: он видел как отец привез в мешке маленького мальчика Платошку, купленного за 25 рублей, - как грубо учили солдат на площади, как управляющий набрасывался с побоями на любимую няню. Многое, виденное в детстве и отрочестве, переплавилось потом в творчестве.

В 1841 году Колю привезли в Киев и отдали в 1-ю гимназию. Вот как он, будучи уже зрелым мастером, нарисовал образ одного из надзирателей: «Он бил квадратной линейкой, и один раз разломал ее на чьей-то голове. Он рвал уши, - завиток уха отделялся трещиной, которая покрывалась постоянным струпом».

Но именно здесь, в гимназии, Николай полюбил рисование, и именно здесь юноше была предсказана будущность художника.

Для детей дворян при выборе своего «места под солнцем» было два пути – военная карьера и университет. По совету отца в 1847 году Ге поступил на физико-математический факультет Университета Святого Владимира в Киеве, а через некоторое время он перевелся на математическое  отделение философского факультета Петербургского университета. Но страсть к рисованию оказалась  сильнее любви к математике. Не окончив курса, Николай Ге поступил в 1850 в Академию художеств, где терпеливо и настойчиво изучал основы живописного мастерства под руководством Петра Васильевича Басина.

Молодые художники воспитывались в традициях классицизма, но ведущие профессора-преподаватели  являлись приверженцами эстетики романтизма, несмотря на общее классическое направление Академии.

Пораженный творчеством Карла Брюллова и особенно его картиной «Последний день Помпеи», Николай Ге тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы любимого художника. Это наложило определенный отпечаток и на его собственную живописную манеру.

За время обучения в Академии Ге выполнил три официальные программы. В 1853 году за живопись с натуры он был удостоен Малой серебряной медали, в 1856 году за картину «Ахиллес, оплакивающий Патрокла» - Малой золотой медали. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу.

Но более всего молодого художника привлекала портретная живопись. Из ранних произведений этого жанра обычно отмечают портреты отца, петербургского приятеля Я.П. Меркулова, тестя П.И. Забеллы.

В 1856 году Ге обвенчался с Анной Петровной Забеллой, а весной 185 года вместе с женой уехал в заграничную командировку.

Супруги посетили Германию, Швейцарию, Францию и остановились в Италии. С большим энтузиазмом художник принялся за работу и написал картины «Смерть Виргинии» (1857), «Утро» (1807), «Похороны ребенка» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858), «Итальянский дворник» (1858).

В сентябре 1857 года в семье Ге родился сын Николай, а в августе 1859 года – сын Петр. Увеличивающиеся материальные трудности заставили семейство покинуть Рим и поселиться во Флоренции. В этот период в творчестве художника появилось много замечательных семейных картин и  портретов близких. Живя в Италии, Ге написал также немало пейзажей.

Николай Ге обращается к религии и в 1861 году начинает работу над полотном «Тайная вечеря», предварительно вылепив из глины всех персонажей и найдя нужный угол обзора. Картина была почти закончена в 1863 году, но однажды ночью Николай, войдя в мастерскую, поставил перед глиняной моделью лампу-лючерну. Неожиданный эффект освещения поразил художника настолько, что он тотчас переписал картину заново.

В 1863 году Ге привез ее в Петербург, где выставил на осенней выставке в Академии художеств.

«Тайная вечеря» произвела на публику сильное впечатление. За нее автор получил звание профессора, минуя звание академика. В русском искусстве это был беспрецедентный случай. Император Александр III приобрел эту картину для музея. Церковь нашла трактовку Ге неканонической и  увидела в произведении недопустимый «материализм», картину запретили репродуцировать. Однако для студентов Академии Николай Ге стал  легендой столь же громкой, как и легенда о великом Брюллове.

В начале 1864 года он возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.). Здесь же он знакомится и сближается с А.И. Герценом и пишет его портрет, самый лучший из всех им написанных.

Неудача с картинами «Вестники Воскресения» и «Христос в Гефсиманском саду» заставила Николая Ге бросить на время подобные сюжеты и вновь обратиться к истории, на этот раз русской, ему родной и близкой.

В 1869 году художник возвратился в Россию. В 1870 году вместе с Г.Г. Мясоедовым и И.Н. Крамским он создал товарищество передвижных художественных выставок. На первой выставке в 1871 году он представил свою новую картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», которая стала  несомненной удачей автора.

В 1875 году художник навсегда покинул Петербург и поселился на Украине, где купил небольшой хутор. В его душе совершился серьезный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии  и морали. В своих записках он написал, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать. Тем не менее, время от времени Ге пишет заказные портреты свои соседей – помещиков, тем самым немного поправляя материальное положение своей семьи.

В начале 1886 года художник разошелся с Анной Петровной и отказался от своего имущества в пользу жены и сыновей.

Начиная с 1888 года Ге работал над картинами евангельского цикла. Он создал полотна «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (1891), «Голгофа» (1892), «Суд Синедриона» (1892), «Распятие» в нескольких вариантах. Библейская тематика в них воспринимается им как вечная борьба Добра со Злом где неизменно торжествует Зло.

Судьба его картин была драматична: их запрещали к показу и подвергала критике церковная цензура.

В 1891 году скончалась Анна Петровна. Это был сильный удар для Н.Н. Че, несмотря на их разногласия.

За год до своей кончины художник пишет «Автопортрет» (1893). С холста предстает облик немолодого человека, который не утратил пристального взгляда на жизнь и творчество. «автопортрет» считается одной из лучших работ живописца.

Николай Николаевич Ге ушел из жизни 13 июня 1894 года.

Большинство картин художника со временем потемнело, возможно оттого, что он много экспериментировал и не всегда соблюдал технологические правила живописи. После смерти Н.Н. Ге поздние евангельские произведения были принесены сыновьями художника в дар П.М. Третьякову.

Лев Толстой, считавший себя другом Николая Ге, после его смерти написал: «По моему мнению, это был не то что выдающийся русский художник, а это один из великих художников, делающих эпоху в искусстве». И с этим нельзя не согласиться.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Аравина, Е.

Жизнь в поисках истины (к 185-летию Н. Ге) //Город. – 2016. - № 8. – С.12.

 

«Леди Детектив»

 

15 сентября исполнилось 125 лет со дня рождения знаменитой английской писательницы, мастера детективного жанра, Агаты Кристи (полное имя в девичестве – Агата Мэри Кларисса Миллер).

Будущая писательница родилась в 1890 году в Англии в городе Торки графства Девоншир в состоятельной викторианской семье.

Ее мать, урожденная Клара Бомер, происходила из хорошей, но бедной семьи.   В раннем детстве девочку отдали на воспитание тете, вдвое богатого американца. Приемный сын родственницы Фред Миллер спустя много лет женился на Кларе.

В своем поместье Эшфилд Миллеры были по-настоящему счастливы. Здесь появились на свет их дети: с разницей в один год – дочь Маргарет (Мэдж) и сын Луис Монтан (Монти), а спустя десять лет – дочь Агата.

Вопреки воле мамы, считавшей, что девочке незачем учиться читать до восьми лет, так как «чтение вредно для глаз и для головы», Агата уже в пять самостоятельно учила буквы и  постепенно стала читать. Во время прогулок она спрашивала няню, какие слова написаны на вывесках и афишах и запоминала их. Отец научил ее писать и преподал ей основы арифметики. Агате больше всего нравились задачки про поезда, которые казались  ей таинственными. Может быть, поэтому в ее детективах так много поездов?

Безоблачное и счастливое детство закончилось, когда Агате было одиннадцать лет. В ноябре 1901 года от воспаления легких умер глава семейства Фред Миллер. Вскоре обнаружилось, что семья разорена. Но жизнь текла своим чередом: Маргарет вышла замуж, Монти завербовался добровольцем в Индию, а Агата осталась вдвоем с мамой.

Когда девочке исполнилось пятнадцать лет, Клара отдала дочь в закрытый женский колледж мисс Драйден в Париже, где она овладела хорошими манерами, выучила французский язык, научилась хорошо играть на фортепиано. Возможно, она стала бы профессиональной пианисткой, если бы не боязнь сцены. Позднее Агата часто шутила, что выбрала профессию писателя лишь потому, что писатель может годами не выходить на люди.

В семнадцать лет девушка превратилась в  красивую блондинку с длинными, ниже пояса, волосами и томным взглядом голубых глаз. Сильному полу она очень нравилась.

12 октября 1912 года на танцевальной вечеринке Агата познакомилась   с Арчибальдом Кристи, пилотом Королевского воздушного корпуса. Будучи пылким и нетерпеливым, он разительно отличался от ее поклонников, например, от скромного Реджинальда Льюси, с которым она была обручена. Вспыхнувшая любовь захватила обоих. Агата разорвала помолвку и 24 декабря 1914 года стала миссис Кристи.

Во время Первой мировой войны Арчибальд воевал во Франции, а Агата помогала в госпитале врачам на сложных операциях. Параллельно она училась на фармацевта и работала в аптеке. Именно там она научилась разбираться в ядах, которые потом успешно использовала в своих романах для убийства своих персонажей. Во время войны Агата не виделась с мужем около полугода. Пытаясь отвлечься от ужасов военного времени, она вернулась к своему давнему увлечению – к литературе. Первый роман оказался неудачным – его вернули с припиской: Издатель сожалеет, но…»

Потом на время о писательстве пришлось забыть, тем более, что вернулся с фронта Арчибальд. Агата с головой погрузилась в семейную жизнь. В 1919 году в семье родилась дочь Розалинда.

Но денег катастрофически не хватало. Молодая женщина вспомнила о своем неудачном романе. Убрав из произведения лишние нравоучения, она отправила его уже   в седьмое по  счету издательство. В 1920 году роман «Тайное происшествие в Стайлз» увидел свет. Начало было положено.

Тогда же «родился» и частный детектив Эркюль Пуаро – забавный бельгиец маленького роста, разгадывающий замыслы самых коварных преступников.

Сначала Агата планировала взять себе мужской псевдоним, считая, что читатель настороженно отнесется к писательнице-женщине, работающей в детективном жанре. Однако издатель отговорил ее, убедив, что с таким редким именем ее сразу запомнят. Так и получилось. С тех пор все детективные романы издавали под именем Агата Кристи, а те, что не имели отношения к этому жанру, печатали под псевдонимом Мэри Уэстмаккот.

1926 год – самый страшный в жизни Агаты. Умерла Клара, ее мать. О брате Монти заговорили как о законченном наркомане. А муж объявил о том, что влюбился в другую женщину и хочет развода. Она отказалась наотрез.

В ночь с 3 на 4 декабря Агата Кристи вдруг исчезла. Десять дней полиция безуспешно разыскивала знаменитую уже писательницу, но находит лишь ее пустой автомобиль и туфли. 14 декабря Агата возвратилась домой, свежая, полная сил, уверенная в себе. После короткого перемирия женщина дала согласие на развод.

Расставшись с Арчибальдом, Агата поместила дочь в школу-интернат, а сама отправилась в далекое путешествие в «Восточном экспрессе». Это путешествие дало писательнице сюжеты для новых романов и нового мужчину, который стал ее самой большой любовью.

Вторым мужем Агаты Кристи стал известный археолог Макс Мэллоун, с которым она познакомилась на раскопках древнего шумерского города Ур. Макс был моложе ее почти на пятнадцать лет, но это не помешало их счастливому союзу, продлившемуся  45 лет.

В 1930 году А. Кристи впервые знакомит мир с очаровательной старушкой мисс Марпл, выпустив роман «Убийство викаря».

Вторая мировая война нарушила жизнь наших героев. Макса отправили с миссией на Ближний Восток, а Агата вновь поступила на работу в госпиталь.

В 1944 году погиб муж дочери, оставив ее  с двухлетнем сыном. Агата стала замечательной бабушкой внуку Мэтью.

Тем временем из Каира вернулся Макс. И вновь совместные поездки на раскопки! Детей они решили не заводить – им вполне было достаточно друг друга и интересных дел. Агата сопровождала мужа в экспедиции в Иран, Сирию, Индию, на Цейлон и даже написала о том периоде книгу под названием «Расскажи мне, как ты живешь».

В лучших произведениях Кристи (романы «Пуаро расследует» (1924), «Тайна каминов» (1925), «Убийство Роджера Экройта» (1926), «Вечеринка в Хэллоуин» (1968); пьесы «Мышеловка» (1954), «Свидетель обвинения» (1954))  преступление раскрывается не только с помощью улик, сколько благодаря психологической проницательности ее героев и исключительной интуиции сыщиков. В отличие от сегодняшнего остросюжетного чтива в ее произведениях практически нет насилия.

Писательница была удостоена высшей национальной награды – ордена Британской империи, что добавило к ее имени титул Dame (Дама). Так она стала леди Агатой.

Практически все ее детективные романы экранизированы. В фильмах играли такие знаменитые актеры, как Питер Устинов, Марлен Дитрих, Симона Синьоре, Ив Монтан и другие. Любимы зрителям и Дэвид Суше (Эркюль Пуаро) и Джоан Хиксон (мисс Марпл).

Агата Кристи умерла в 1976 году, ей было почти 86 лет. Макс пережил жену ненадолго.

Написанная за десять лет до смерти «Автобиография» заканчивается такими  словами: «Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована».

 

***

Юбилею знаменитой писательницы посвящена оформленная в читальном зале Центральной городской библиотеки выставка-персоналия «Леди Детектив».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Аравина Е.

Леди Детектив (к 125-летию А.Кристи) // Город. - 2015. - №37. - С.8.

 

Рыцарь мечты

23 августа исполняется 135 лет со дня рождения известного российского писателя, поэта, представителя неоромантизма Александра Степановича Грина (настоящая его фамилия – Гриневский).

Будущий писатель родился в 1880 году в уездном городке Слободской Вятской губернии. Его отец, Степан Евзибеевич (Евсеевич) Гриневский, сын польского помещика, еще гимназистом был сослан из Витебска в Томскую губернию за участие  в польском восстании против царизма 1863 года. Позже ему было разрешено переехать     в городок Слободской Вятской губернии, где он устроился на работу помощником управляющего на пивоваренный завод.

В 1873 году Степан Гриневский женился  на шестнадцатилетней медсестре Анне Степановне Лепковой, предком которой был военнопленный  петровских времен швед Лепко.

Первые семь лет у Гриневских детей не было. Александр стал первенцем, позднее у него появились брат Борис и сестры Антонина и Екатерина.

Читать Саша научился очень рано. В пятилетнем возрасте он полностью прочел роман Даниэля Дефо «Путешествие Гулливера в страну лилипутов».

В 1889 году семья переехала в Вятку. Отец мальчика поступил бухгалтером  в земскую больницу, где проработал тридцать пять лет.

Девятилетнего Сашу отдали в земское реальное училище. Учился он плохо, предпочитал целые дни просиживать над приключенческими романами Майн Рида, Густава Эмара, Жюля Верна, Луи Жаколио. Именно здесь его соученики впервые дали Александру прозвище «Грин». Из-за «тройки» по поведению мальчик был исключен       на год, о чем не очень-то и сожалел. Тем более, что сверстники его не любили, и друзей   у него не было. От одиночества и обид он уже с детства уходил в мир вымысла и фантазии, грезил о далеких странах, морских путешествиях. «Перед моими глазами    в воображении вечно были американский лес, дебри Африки, сибирская тайга. Слова «Ориноко», «Миссисипи», «Суматра» звучали для меня, как музыка», - вспоминал Александр Грин в своей «Автобиографической повести» (1930-1931).

Через год Саша вернулся в училище, но пробыл там недолго. Его исключили        за нарушения дисциплины и за стишки, высмеивающие преподавателей (в подражание пушкинскому «Собранию насекомых»):

                              Инспектор, жирный муравей,

Гордится толщиной своей…

 

Вот немец, рыжая оса,

Конечно,  - перец, колбаса…

 

Капустин, тощая козявка,

Засохшая былинка, травка,

Которую могу я смять,

Но не желаю рук марать.

и т.д.

По ходатайству отца мальчика приняли в другое четырехклассное училище, пользующееся в Вятке дурной репутацией. На этом официальное образование Грина закончилось. По существу, он был таким же «писателем-самоучкой», как Максим Горький.

В тринадцать лет Саша остался без матери (она умерла от туберкулеза). Через несколько месяцев отец снова женился. Но отношения подростка с мачехой были напряженными, и он поселился отдельно от новой семьи отца.

Начитавшись приключенческой литературы, он мечтал о подвигах и путешествиях и шестнадцатилетним юношей отправился в Одессу поступать   в мореходные классы. Однако прием туда уже был закончен. С тех пор на протяжении четверти века биография Грина представляла череду непрерывных скитаний по России    в поисках куска хлеба и возможностей профессионального самоопределения.

Мальчику, чьим первым письменным словом стало «море», стать моряком так и не удалось. Несколько месяцев он прослужил чернорабочим на грузовых пароходиках, курсировавших вдоль черноморского побережья. Однажды он даже вырвался    в заграничный рейс в Александрию на пароходе «Цесаревич», но был списан из команды за скандал с капитаном.

Александр бродяжничал и голодал в Одессе, перебивался случайными заработками и нищенствовал в Баку. На Урале он трудился от зари до зари на золотых приисках, на лесосплаве.

В марте 1902 года Грин под давлением отца стал солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе. Не выдержав жестокой муштры, унижений и систематического карцера в конце года он сбежал из армии, был пойман в Камышине  и снова сбежал. Тяжкий солдатский опыт лег в основу первых его рассказов – «Заслуга рядового Пантелеева», «Слон и Моська» (оба – 1906), «История одного убийства» (1910).

Еще в армии Александр Грин познакомился с эсеровскими пропагандистами, которые оценили молодого бунтаря и помогли ему скрыться в Симбирске. С этого момента, получив партийную кличку «Долговязый», он искренне отдает все силы борьбе с ненавистным ему общественным строем.

В 1903 году Грин был в очередной раз арестован в Севастополе за «речи противоправительственного содержания». За попытку побега он был переведен в тюрьму строго режима, где провел в  одиночке почти два года. Весной 1905 года он был приговорен к ссылке в Сибирь на 10 лет, но по царской амнистии был освобожден.

Так как Грин не прерывал связей с эсерами, ему пришлось жить на нелегальном положении с фальшивым паспортом. В январе 1906 года он был арестован в Петербурге и отправлен по приговору в ссылку на 4 года, но по пути опять ухитрился сбежать.   В Вятке он раздобыл чужой паспорт и вернулся в Петербург.

За 4 петербургских года ему удалось успешно укорениться в литературе и литературной среде.

Всевдоним «А.С. Грин» впервые появился под рассказом «Случай» (1907). В 1908 году увидел свет сборник его рассказов «Шапка-невидимка», а в 1910 – сборник «Рассказы».

В июле 1910 года полиция наконец обнаружила, что писатель Грин – это беглый ссыльный Гриневский. Он опять был арестован и осенью 1911 года был сослан в Пинегу Архангельской области. Вместе с ним поехала и его первая жена, Вера Павловна Абрамова. Их любовь была взаимной, но этот союз распался, так как супруга   не воспринимала мужа как писателя, и наметившаяся из-за этого трещина в их отношениях постепенно привела к разрыву.

В ссылке Грин написал «Жизнь Гнора» и «Синий каскад Телури». После возвращения в Петербург через два года последовали и другие произведения романтического направления: «Дьявол оранжевых вод», «Зурбаганский стрелок» (1913). В них окончательно формируются черты вымышленной страны,  которая литературоведом К.Л. Зелинским будет названа «Гринландия».

После начала Первой мировой войны Александр Грин пишет рассказы антивоенного содержания: «Баталист Шуан», «Синий Волчок», «Отравленный остров».

Осенью 1919 года известного и уже немолодого писателя забирают в Красную армию, где он пробыл до весны 1920 года и чуть было не погиб от крайнего физического истощения, туберкулеза и тифа. В этот период ему очень помог Максим Горький, который передавал ему в больницу продукты и «выбил» для него академический паек и жилье.

В 1921 году Александр Грин женился на Нине Николаевне Мироновой, 26-летней вдове, и  в течение одиннадцати последующих лет, отведенных писателю судьбой, они не расставались. Феерию «Алые паруса» писатель посвятил супруге.

В 1924 году семья переезжает в Крым, где живет сначала в Феодосии, а потом в маленьком городке Старый Крым. В период «крымского отшельничества» Грин создает свои главные произведения: романы «Блистающий мир» (1924), «Золотая цепь» (1925), «Бегущая по волнам» (1928), «Джесси и Моргана» (1929), «Дорога никуда» (1930), цикл рассказов. Но художественное несовпадение произведений писателя с общей направленностью развития советской литературы не могло остаться безнаказанным.        В Крыму Грины влачат полуголодное существование.

Умер Александр Грин 8 июля 1932 года на пятьдесят втором году жизни от рака желудка, и, возможно, от пристрастия к вину. Писательской пенсии от Литературного фонда СССР он так и не дождался. После смерти его произведения издавались все реже, а в 1945-1955 не публиковались совсем. Вернулся Грин к читателю в 1956 году, в пору послесталинских реабилитаций, благодаря усилиям К.Г. Паустовского, Ю.К. Олеши и других.

                                                             ***

В читальном зале Центральной городской библиотеки к юбилею писателя  оформлена книжная выставка-персоналия «Рыцарь мечты».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Аравина Е.

Рыцарь мечты (к 135-летию А.С. Грина) // Город.- 2015. - №33. - С.5.

 

«С песней по жизни»

 Завтра, 23 июля, исполняется 100 лет со дня рождения известного поэта-песенника, участника Великой Отечественной войны Михаила Львовича Матусовского.

Он родился в 1915 году на Украине в городе Луганске в семье Льва Моисеевича и Эсфири Михайловны Матусовских. Отец его работал фотографом,  перед старомодным аппаратом которого прошла жизнь тысяч горожан.

Так как родители были интеллигентными  людьми, маленького Мику (так звали мальчика в детстве) они решили учить музыке и отдали в обучение к лучшей в городе учительнице. Она оказалась сторонницей «жесткой» системы обучения и за каждый промах била ученика по пальцам толстым карандашом, поэтому от нее пришлось уйти к другому педагогу. Полученные музыкальные навыки пригодились Михаилу в дальнейшем, когда он был вынужден работать тапером в кинотеатре.

Первые стихи одиннадцатилетнего мальчика были опубликованы в газете «Луганская правда». И хотя они были очень незрелыми да и сверстанными вместе со стихами старшего брата, юного автора переполняла гордость.

Так как родители Михаила были небогатыми людьми, после окончания семилетки он решил поступить в техникум и получить профессию. Но сначала вместо учебы ему пришлось искать  работу: он писал афиши, работал тапером в кинотеатре.

После окончания луганского строительного техникума Матусовский попал на завод имени Октябрьской революции. Молодому технику доверили строительство двухэтажного здания медпункта. Здесь ему приходилось выбивать у кладовщиков плоские бумажные мешки с цементом, следить за правильностью кладки и выслушивать «свирепые речи прораба Дегтярева, который никогда не спал и мог появиться в любую минуту из мрака и дождя в самой середине ночной смены».

В это же время молодой человек начал печататься в местных газетах и журналах.

В 1935 году Михаил Матусовский поступил  в Литературный институт имени Максима Горького. Будущий поэт вспоминал: «Я в Москву прибыл  с чемоданом стихов, угрожая завалить столицу своей продукцией. Но на семинаре, руководимом критиком Ильей Селимовичем  Дукором, мои новые литературные друзья надавали мне столько подзатыльников и зуботочин, что я долго не мог прийти в себя».

Повезло Матусовскому и его сокурсникам с преподавателями. Им читали лекции: по русской литературе – Н.К. Гудзий, Г.Н. Поспелов, по западной литературе – Н.Ф. Дератани, А.А. Аникст, А.А. Исбах, по философии -  В.Ф. Асмус, по русскому фольклору – Ю.М. Соколов. Юношам и девушкам из провинциальных городов они открывали огромный мир литературы, искусства, истории, развития человеческой мысли.

В 1939 году М. Матусовский стал членом Союза писателей СССР. В этом же году, окончив Литературный институт, он сдал экзамены в аспирантуру Московского института истории, философии и литературы. Три года он работал    над исследованиями по древнерусской литературе. Защита диссертации, назначенная на 27 июня 1941 года, не состоялась – началась война.

В ночь с 22 на 23 июня Матусовский был извещен о мобилизации и, получив удостоверение военного корреспондента, ушел на фронт. Его руководитель, Николай Калинович Гудзий, добился разрешения, чтобы в виде исключения защита состоялась без присутствия соискателя.

К началу войны Михаил Матусовский был уже известен в литературных кругах. В 1939 году в соавторстве с Константином Симоновым он  издал книгу «Луганчане» - о шахтерах Луганска, участвовавших в гражданской войне. В 1940 году увидел свет его сборник «Моя родословная», где он проявил себя как поэт, живо откликающийся на события современности.

Уже на фронте Матусовский получил телеграмму с сообщением о присвоении ему степени кандидата филологических наук.

В качестве специального корреспондента фронтовых газет он служил на Западном, Северо-Западном и 2-м Белорусском фронтах. В лесу под Смоленском ему пришлось учиться писать все, что требовал очередной выпуск газеты: стих и подпись под  карикатурной на Геббельса, очерк, призыв и простую информацию. Свои фельетоны, раешники и частушки он подписывал различными именами –    Вася Точкин, Егор Бывалов и другие. А в ежедневной красноармейской газете       «За родину» почти в каждом номере можно было встретить юмористические материалы за подписью «Братья-пулеметчики». Под этим псевдонимом печатались  двое литераторов – Александр Исбах публиковал прозу, а Михаил Матусовский – стихи.

В военные годы были напечатаны сборники стихов поэта: «Фронт» (1942), «Когда шумит  Ильмень-озеро» (1944), «Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине» (1943).

Война дала Матусовскому огромный запас жизненных наблюдений. Невыдуманная конкретность описываемого заметно усиливает воздействие на читателя его фронтовых стихов.

Павел Федорович Лебедев, известный наш земляк,  в своей книге «Встречи, письма и  песни» в очерке «Михаил Матусовский» так пишет о поэте:«Его фронтовая поэзия имела преимущественно песенную направленность. Даже те стихи, которые заведомо не были ориентированы на создание для них музыки, были очень близки к песне. Они обладали драгоценными качествами – внутренним лирическим звучанием и хорошо ощутимой песенной интонацией. По этой причине к  ним было очень легко подобрать мелодию -  старую, то есть готовую, или новую, оригинальную».

После войны были опубликованы сборники стихов М. Матусовского: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Все, что мне дорого» (1957), «Стихи остаются в строю» (1958), «Подмосковные вечера» (1960), «Как поживаешь, Земля» (1963), «Избранные произведения в 2-х томах» (1982) и многие другие.

Особенно удачно раскрылся поэт в песнях. Первая его песня «Вернулся я на Родину», созданная совместно с композитором М.Г. Фрадкиным, прозвучала сразу же после окончания войны. Благодарность к своей учительнице литературы Марии Семеновне Тодоровой Матусовский выразил в песне «Школьный вальс» («Давно друзья веселые, простились мы со школою…»), композитор – И.И. Дунавский. Американский пианист Ван Клиберн, ставший лауреатом Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве, исполнил на заключительном концерте на бис свое фортепианное изложение мелодии В.П. Соловьева-Седого, сделав песню «Подмосковные вечера» на стихи Матусовского всемирно известной.

С Михаилом Львовичем работали лучшие композиторы того времени.             В соавторстве с ними  были написаны такие известные песни, как «С чего начинается Родина», «Баллада о солдате», «Летите, голуби», «Что так сердце растревожило», «На безымянной высоте» и др. А его «Скворцы прилетели», «Прощайте, голуби», «Вместе весело шагать», «Школьный вальс» постоянны            в репертуаре детских хоровых коллективов.

Много работал Матусовский и в кинематографе. Им написаны песни ко многим фильмам, в числе которых «Верные ребята», «Неподдающиеся», «Идиот», «Битва в пути», «Тишина», «Щит и меч», «Фронт без флангов» и другие.

Отношение поэта к своему творчеству прекрасно выражено в строках стихотворения «С песней по жизни»:

Я песне отдал все сполна,

В ней жизнь моя, моя забота.

Ведь песня людям так нужна,

Как птице крылья для полета.

В 70-е годы 20 века Матусовский все более уверенно пробовал себя  в автобиографической прозе. Его фрагментарные зарисовки, опубликованные  в разное время в периодике, в 1978 году сложились в большую единую книгу «Семейный альбом». Повествование в ней подобно фотоальбому: есть в нем и старые «выцветшие, полустертые» снимки, и «крохотные карточки, недодержанные или передержанные фотографом-любителем». Примечательно, что автор - «сын фотографа, имеющего собственное ателье» на улице южного города.

Михаил Матусовский – Лауреат Государственной премии СССР (1977г.). Он награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами трудового Красного Знамени и Орденом Красной звезды.

Умер Михаил Львович Матусовский 16 июля 1990 года в Москве.                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Аравина Е.

С песней по жизни (к 100-летию м.Л. Матусовского)// Город. - 2015. - №29. - С.8.

 

 

"А я солдат, был на войне..."

1 июня 1920 года исполняется 95 лет со дня рождения известного советского поэта, переводчика, драматурга, эссеиста, автора книг по стихосложению Давида Самуиловича Самойлова.

Настоящая его фамилия - Кауфман. Псевдоним "Самойлов" он взял после войны в память  об отце.

Будущий поэт родился в Москве в еврейской семье. Его отец, Самуил Абрамович Кауфман, - известный врач, главный венеролог Московской области. Он был участником Первой мировой и  Гражданской войн, в годы Великой Отечественной  работал в тыловом госпитале. Мама - Цецилия Израилевна - была переводчицей  во Внешторгбанке.

В детстве Давид много занимался музыкой. Свое первое стихотворение мальчик написал в шесть лет. Он сам отмечал позднее, что в детстве ему нравилось говорить кратко и складно, поэтому уже тогда ему доставляло удовольствие  перекладывать в стихи некоторые понравившиеся  рассказы, эпизоды истории. К старшим классам юноша уже был хорошо знаком с большой поэзией – стихами Александра Блока, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Владислава Ходасевича, Велимира Хлебникова, Николая Гумилева, Константина Бальмонта, Игоря Северянина, Андрея Белого. Многим из них он пытался подражать, а однотомник  Бориса Пастернака знал наизусть. Таким  образом, выбор дальнейшего пути определился сам собой.

Окончив среднюю школу с отличием, он в 1938 году поступил на филологический факультет Московского института философии, литературы, истории (МИФЛИ). Этот институт был выделен из состава МГУ путем объединения  гуманитарных факультетов. В то время там преподавали лучшие ученые страны - С.И. Радциг, Н.К. Гудзий, Ю.М. Соколов, Д.Д. Благой,   Д.Н. Ушаков, Л.И. Тимофеев и др.

В годы учебы Давид Самойлов (или Дэзик, как называли его близкие) подружился с будущими поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии "военного поколения" - Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким и Сергеем Наровчатовым. Самойлов посвятил им провидческое стихотворение "Пятеро", в котором написал:

Жили пятеро поэтов

В предвоенную весну,

Неизвестных, незапетых,

Сочинявших про войну…

 Близки ему творчески были также поэты Николай Гладков, Николай Отрада, Михаил Луконин. Вместе с друзьями Давид посещал неофициальный творческий семинар Ильи Сельвинского при  Гослитиздате и ходил в Литературный институт  на семинары Николая Асеева и Владимира Луговского. Кстати, Сельвинский добился публикации стихов своих учеников в журнале "Октябрь" (1941, №3). Здесь было напечатано стихотворение Давида Самойлова (на тот момент Кауфмана) "Охота на мамонта", в котором он нарисовал  поэтическую картину движения человечества по пути прогресса.

В начале финской войны, в 1939 году, Давид хотел уйти на фронт добровольцем, но не был мобилизован по состоянию здоровья.

В первые месяцы Великой Отечественной войны он записал в тетрадь все свои неизданные произведения, которые считал для себя важными: около 30 стихотворений     и стихотворных отрывков, одну комедию, три поэтических перевода.

В 1941 году молодого человека направили на строительство оборонительных сооружений в Смоленскую область. Здесь он заболел и был эвакуирован в Самарканд,    где учился сначала в Вечернем педагогическом институте, а затем поступил в военно-пехотное училище.

В 1942 году Самойлова направили на Волховский  фронт под Тихвин. Впоследствии в своих воспоминаниях он написал: "Главное, что открыла мне война,     это ощущение народа".

23 марта 1943 года в районе станции Мга под Ленинградом он был тяжело ранен   в левую руку осколком мины. Жизнь ему спас друг, алтайский крестьянин Семен Косов, о котором Давид Самойлов в 1946 году написал стихотворение "Семен Андреич".

После многомесячного лечения в госпиталях молодой человек вернулся на фронт, но попал уже в моторазведроту. В частях 1-го Белорусского фронта он освобождал Польшу и Германию, участвовал в Берлинской операции. За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Давид Самойлов был награжден медалью "За боевые заслуги" в 1944 году и Орденом Красной звезды в 1945-ом.

В годы войны Давид не писал стихов - за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове, которые  он сочинял   для гарнизонной газеты и подписывал "Семен Шило".

После окончания войны будущий поэт продолжил учебу на филфаке МГУ.  В углублении поэтического опыта Самойлову помогли переводы, ставшие его основным занятием в первое послевоенное десятилетие и дававшие ему заработок всю оставшуюся жизнь. Он переводил с венгерского, литовского, польского, болгарского, чешского языков, языков народов СССР. Перекл".

Послевоенное произведение "Стихи о новом городе" было опубликовано  в журнале "Знамя»"в 1948 году. Регулярно печататься поэт начал в середине 1950-х годов, так как он считал необходимым, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии.

В поэме "Ближние страны. Записки в стихах" (1954-1959) Д. Самойлов подвел итог важнейшего этапа биографии своего поколения:

 Отмахало мое поколенье

Годы странствий и годы ученья…

Да, испита до дна круговая,

Хмелем юности полная чаша.

Отгремела война мировая –

Наша, кровная, злая, вторая.

Ну а третья уж будет не наша!

 В 1958 году увидел свет первый сборник стихов поэта "Ближние страны". Затем, в 1963 году, - сборник лирико-философских произведений "Второй перевал", который открывается известным стихотворением, ставшим хрестоматийным, "Сороковые":

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенье похоронные

И перестуки эшелонные…

 

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

 

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

 

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

 В 1967 году Самойлов вместе со своей семьей переехал в деревню Опалиха   под Москвой. Он не участвовал в официозной писательской жизни, но дружил  со многими своими выдающимися современниками - Фазилем Искандером, Булатом Окуджавой, Юрием Левитанским, Зиновием Гердтом, Юлием Кимом и другими. К нему в деревню приезжал известный немецкий писатель Генрих Белль.

В 1970 году напечатан сборник стихов "Дни", а в 1974  - "Волна и камень", который критики  назвали самым пушкинианским.

В 1976 году Д. Самойлов поселился в эстонском городе Пярну, где жил  до конца своих дней. Один за другим издаются сборники поэта: "Весть" (1978), "Избранное»"(1980), "Залив" (1981), "Линия руки" (1981), "Времена" (1983), "Горсть" (1989), "Избранные произведения" в 2-х т. (1989) и др.

За книгу стихов "Голоса за холмами" (1985) поэту присуждена Государственная премия СССР в 1988 году.

Вызывает интерес и проза Давида Самойлова. С 1962 года он вел дневник, многие записи которого послужили основой для прозы, изданной после его смерти отдельной книгой "Памятные записки" в 1955 году. В ней собраны очерки-воспоминания о молодых поэтах фронтового поколения (своих друзьях-ифлийцах М. Кульчицком, П. Когане,  Б.Слуцком, С. Наровчатове), заметки об А. Ахматовой, Б. Пастернаке, П. Антокольском, И. Эренбурге, Н. Заболоцком, А. Солженицыне, эссе о В. Максимове, В. Шукшине,   И.Бродском…

 Слова получившей известность в 21 веке песни "Когда мы были на войне...", особенно любимой казаками и считавшейся народной, на самом деле принадлежат                   Д. Самойлову (стихотворение "Песенка гусара").

Давид Самуилович Самойлов умер от сердечного приступа в Таллине на сцене городского театра во время юбилейного вечера, посвященного столетию со дня рождения Б. Пастернака, сразу после произнесения речи.

 ***

95-летнему юбилею поэта, 70-летию Великой Победы и Году литературы  в России посвящена оформленная в читальном зале Центральной  городской библиотеки выставка-портрет  "А я солдат, был на войне...".

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Аравина Е.

"А я солдат, был на войне..."//Город. - 2015. -   №21.

 

 

    

 

                            

                                                                                        

 

 Вернуться на главную